Положение_о_промежуточной_аттестации_лиц_с_ОВЗ_2023

1. Общие положения
1.1. Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ и
осуществлении текущего контроля их успеваемости в МАОУ - СОШ № 7 (далее - Положение)
разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
•
Федеральный закон от 12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. №
287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. N 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04 апреля 2023 г.
№232/551/551 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего образования»
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября
2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи
лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся
по адаптированным основным общеобразовательным программам»;
•
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
•
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания".
•
Устав и другие локальные нормативные акты МАОУ – СОШ № 7
1.2. Настоящее Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и осуществлении текущего контроля
их успеваемости (далее - Положение) является локальным нормативным актом
образовательной организации, регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и
формы проведения промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ и текущего контроля их
успеваемости.
2

1.3. Обучающиеся с ОВЗ получают общее образование по адаптированным
основным общеобразовательным программам в образовательных организациях, в которых
создаются специальные условия (ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Прием на
обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется
только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) (ч. 3 ст. 55 Федерального закона
№ 273-ФЗ).
1.4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности
организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями
здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22 марта 2021 г. № 115.
1.5. Школа
разрабатывает
и
утверждает
адаптированные
основные
общеобразовательные программы для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых,
слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами
аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
1.6. Адаптированные образовательные программы разрабатываются на основе
основных образовательных программ и реализуются в соответствии с ФГОС НОО для
обучающихся с ОВЗ на уровне начального общего образования и с ФГОС ООО на уровне
основного общего образования.
1.7. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
адаптированной для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида, сопровождается текущим контролем
успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.
1.8. Текущий контроль успеваемости обучающихся - это систематическая проверка
учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления
образовательной деятельности в соответствии с адаптированной образовательной программой.
1.9. Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
адаптированной образовательной программой.
2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости
обучающихся с ОВЗ
2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проводится в течение учебного периода в целях: контроля
уровня достижения обучающихся результатов, предусмотренных адаптированной
образовательной программой; оценки соответствия результатов освоения адаптированных
образовательных программ требованиям ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС ООО,
ФГОС УО (ИН); обеспечение оперативного управления учебным процессом, своевременное
внесение элементов коррекции в индивидуальные учебные планы и образовательные
маршруты.
2.2. Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность и сроки проведения,
обязательные формы и их количество) проводится: с учетом особенностей психофизического
3

развития и возможностей детей с ОВЗ; заключения ПМПК, рекомендаций психологопедагогического консилиума МАОУ - СОШ № 7 (далее-ППк); здоровьесберегающих
технологий; определяется учителем, ведущим учебный предмет, при планировании на
учебный год и отражается в рабочей программе.
2.3. Формами текущего контроля успеваемости могут быть оценка устных ответов
обучающихся, самостоятельной, практической, проверочной, тестовой и контрольной работ.
2.4. В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости, педагогами
школы разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень,
который смогли достичь обучающиеся в процессе обучения и позволяет оценивать степень
личного продвижения обучающимися в освоении тем разделов, глав учебных программ на
время проверки.
2.5. Оценка устного ответа обучающегося с ОВЗ при текущем контроле успеваемости,
выставляется в электронный журнал в виде отметки по 5 - балльной системе в конце урока.
2.6. Письменные, практические, самостоятельные, тестовые, контрольные и другие
виды работ обучающихся с ОВЗ, оцениваются по 5 -балльной системе выставляются в
электронный журнал.
2.7. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля
успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с адаптированной
образовательной программой и могут включать в себя проведение дополнительной работы с
обучающимися,
индивидуализацию
содержания
образовательной
деятельности
обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении
обучающегося.
В ходе текущего контроля успеваемости педагог не может оценить работу
обучающегося отметкой «2» («неудовлетворительно») при выполнении самостоятельной
работы обучающего характера.
2.8. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план.
2.9. Обучающиеся, пропустившие более половины учебного времени, не аттестуются
по итогам четверти (полугодия). Вопрос об аттестации таких обучающихся решается в
индивидуальном порядке.
2.10. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся как
посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме, так
и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические работники
в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны
прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся в устной
форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах
текущего контроля успеваемости обучающихся в письменной форме в виде выписки из
соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю.
2.11. Текущий контроль курсов коррекционно-развивающей области не предполагает
балльного оценивания.
2.12. Текущий контроль обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получающих образование в
форме индивидуального обучения на дому. Текущий контроль по основным предметам
проводит учитель, осуществляющий обучение на дому. Для проверки качества усвоения
индивидуального плана, составленного в соответствии с программами учебного плана для
детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), обучающимися на дому, по итогам учебной четверти и
4

года педагогами проводятся контрольные работы в форме промежуточной аттестации.
Результаты текущего контроля детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучающихся индивидуально на дому,
систематически заносятся в журнал индивидуального обучения. Результаты промежуточной
аттестации вносятся в классный журнал соответствующего класса, согласно Положения об
индивидуальном обучении на дому.
3. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся с
ОВЗ
3.1. Целью проведения промежуточной аттестации является:
•
Промежуточная аттестация в МАОУ - СОШ № 7 проводится на основе
принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися
образовательных программ осуществляется объективное установление фактического уровня
освоения адаптированной образовательной программы и достижения результатов освоения
адаптированной образовательной программы обучающимися с ОВЗ и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
•
соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ, ФГОС
ООО и ФГОС УО (ИН);
•
оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы
в освоении им адаптированной образовательной программы и учитывать индивидуальные
потребности обучающегося с ОВЗ в осуществлении образовательной деятельности;
•
оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения
в достижении планируемых результатов освоения адаптированной образовательной
программы;
•
допуск обучающихся с ОВЗ к экзамену, в том числе обучающихся с легкой и
умеренной степенью умственной отсталости по трудовому обучению.
3.2. Промежуточная аттестация в МАОУ - СОШ № 7 не зависит от формы получения
образования, формы обучения и иных подобных обстоятельств.
3.3. Промежуточная аттестация в МАОУ – СОШ № 7 подразделяется на:
•
годовую аттестацию - оценку качества усвоения обучающихся всего объёма
содержания учебного предмета за учебный год;
•
четвертную и полугодовую аттестацию - оценку качества усвоения
обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного
предмета по итогам учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации.
3.4. Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ обучающихся
являются формы:
письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, реферат, эссе,
контрольные, проверочные, самостоятельные, лабораторные и практические работы);
устного ответа, в том числе в форме опроса, защиты проекта, реферата или
творческой работы;
диагностики образовательных достижений обучающихся (стартовой,
промежуточной, итоговой);
иных формах, предусмотренных учебным планом (индивидуальным учебным
планом).

5

Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм
проверок. При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ
обучающихся могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.
3.5. Итоговые отметки по всем предметам учебного плана обучающихся с ОВЗ
выставляются в личное дело.
В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов
промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение тех или иных заданий, проектов в
ходе образовательной деятельности, результаты участия в конкурсах, конференциях, иных
подобных мероприятиях. Образовательной программой может быть предусмотрена
накопительная балльная система зачета результатов деятельности обучающегося с ОВЗ и
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.6. Фиксация результатов промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ
производится через следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде
отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт». Критерии оценивания по каждому предмету
разрабатываются методическим объединением по данному предмету и являются приложением
к адаптированным основным общеобразовательным программам.
3.7. Сроки проведения промежуточной аттестации на каждую четверть и год
отражены в календарном учебном графике, ежегодно утверждаемом директором школы,
который является открытым для всех участников образовательных отношений —
педагогического коллектива, обучающихся и их родителей (законных представителей).
3.8. В первом и в первом дополнительном классе в течение первого полугодия
контрольные диагностические работы не проводятся. В первом и первом дополнительном
классах школы промежуточная аттестация не проводится, т.к. в этих классах исключается
система балльного (отметочного) оценивания. В течение учебного года оценки обучающимся
не выставляются. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей
цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная
объяснительная оценка.
3.9. Результат продвижения первоклассников в развитии может определяться на
основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня
развития речи.
3.10. Отметка обучающегося за четверть, полугодие выставляется на основе
результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных
работ.
3.11. Четвертные отметки выставляются при наличии 3-х и более текущих отметок за
соответствующий период. Полугодовые отметки выставляются при наличии 5-ти и более
текущих отметок за соответствующий период.
3.12. Во 2-11-х классах для обучающихся с ОВЗ проводится четвертная, полугодовая
и годовая промежуточная письменная аттестация в формах, указанных в рабочей программе
педагога (контрольная работа; контрольный диктант с грамматическим заданием;
тестирование и другие).
3.13. Для обучающихся, проходящих обучение по индивидуальному учебному плану,
сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным
учебным планом.
3.14. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на совещаниях при директоре,
заседаниях методических объединений и Педагогического совета МАОУ - СОШ № 7.
3.13 Классные руководители доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как
посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме, так
6

и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в
рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны
прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. В
случае неудовлетворительных результатов аттестации - в письменной форме под роспись
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с указанием даты
ознакомления. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об
итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из
соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю.
4. Порядок перевода в следующий класс
4.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть
адаптированной образовательной программы, переводятся в следующий класс.
4.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) адаптированной
образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии
уважительных причин признаются академической задолженностью.
4.3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
4.4. Школа создает условия обучающемуся для ликвидации академической
задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации.
4.5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) не более двух раз в течение года с момента образования академической
задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося,
нахождение его в отпуске по беременности и родам.
4.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической
задолженности во второй раз в школе создается комиссия.
4.7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной
аттестации.
4.8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс
условно.
4.9 Обучающиеся с ОВЗ, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую
задолженность по адаптированным образовательным программам начального общего,
основного общего образования, по усмотрению их родителей (законных представителей)
оставляются на повторное обучение, либо направляются на повторное обследование в
условиях психолого-медико-педагогической комиссии для уточнения дальнейшего
образовательного маршрута, либо переводятся на обучение по индивидуальному учебному
плану. Решение родителей (законных представителей) обучающегося оформляется в
письменной форме.
5. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ
5.1. Государственная итоговая аттестация (далее — ГИА) проводится
государственными экзаменационными комиссиями (далее - ГЭК) в целях определения
соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного
общего образования соответствующим требованиям федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, среднего общего образования.
7

5.2. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающие в полном объеме
успешно освоившие образовательные программы начального общего, основного общего,
среднего общего образования и не имеющие академической задолженности.
5.3. Результатом освоения образовательных программ обучающихся с ОВЗ является
итоговая промежуточная аттестация на каждом уровне образования.
5.4. Обучающиеся с различными формами умственной отсталости, не имеющие
начального общего, основного общего образования и обучавшиеся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, не проходят государственную итоговую
аттестацию.
5.5. Обучающимся с различными формами умственной отсталости по успешному
завершению освоения адаптированных основных образовательных программ выдается
свидетельство об обучении.
5.6. Свидетельство не является документом об образовании, поскольку обучающиеся с
умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не
проходят государственной итоговой аттестации. В тоже время свидетельство дает право на
прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с
нарушением интеллекта.
5.7. Свидетельство выдается выпускникам в связи с завершением ими обучения не
позднее десяти дней после издания распорядительного акта об отчислении выпускников из
школы.
5.8. Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся по образовательным
программам основного или среднего общего образования, Государственная итоговая
аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с
использованием текстов, тем, заданий, билетов.
5.9. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для детейинвалидов и инвалидов, обучающихся по образовательным программам среднего общего
образования, ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме ЕГЭ.
5.10. Для обучающихся с ОВЗ или для детей-инвалидов и инвалидов, обучающихся по
образовательным программам основного общего образования, ГИА по отдельным учебным
предметам по их желанию проводится в форме ОГЭ.
5.11. ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике
(далее - обязательные учебные предметы), также экзамены по выбору обучающегося по двум
учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература,
география, история, обществознание, иностранный язык (английский, французский, немецкий
и испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
5.12. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся
детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования,
количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов
по русскому языку и математике.
6. Участники ГИА
6.1. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в
полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие
годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по
образовательным программам основного общего образования не ниже удовлетворительных) и
имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
8

6.2. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в
том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план
или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам
учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего
образования не ниже удовлетворительных).
6.3. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для
обучающихся 11 классов в первую среду декабря последнего года обучения по темам
(текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере
образования и науки.
6.4. Обучающиеся 11 классов для участия в итоговом сочинении (изложении) подают
заявление в школу не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения
(изложения).
6.5. Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды, инвалиды, освоившие образовательную
программу среднего общего образования в форме самообразования или семейного
образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации
образовательной программе среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в
формах, устанавливаемых настоящим Положением. Указанные обучающиеся допускаются к
ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной
аттестации, в том числе за итоговое сочинение (изложение).
6.6. Выбранные обучающимися учебные предметы, уровень ЕГЭ по математике, форма
(формы) ГИА указываются ими в заявлении. Заявление подается в школу до 1 февраля.
6.7. Обучающиеся, выпускники прошлых лет с ограниченными возможностями
здоровья при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии, а обучающиеся, выпускники прошлых лет дети-инвалиды и
инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки,
подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным
учреждением медико-социальной экспертизы.
6.8. Обучающиеся изменяют (дополняют) выбор учебного предмета (перечня учебных
предметов) при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств,
подтвержденных документально). В этом случае обучающийся подает заявление в ГЭК с
указанием измененного перечня учебных предметов, по которым он планирует пройти ГИА, и
причины изменения заявленного ранее перечня. Указанное заявление подается не позднее, чем
за две недели до начала соответствующих экзаменов.
6.9. Обучающиеся изменяют (дополняют) выбор учебного предмета (перечня учебных
предметов) при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств,
подтвержденных документально). В этом случае обучающийся подает заявление в ГЭК с
указанием измененного перечня учебных предметов, по которым он планирует пройти ГИА, и
причины изменения заявленного ранее перечня. Указанное заявление подается не позднее, чем
за две недели до начала соответствующих экзаменов.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».